ГЛАВНАЯ КОНТАКТЫ НАПИСАТЬ БИОГРАФИЯ
 
Навигация
РАБОТА В ДУМЕ ПУБЛИКАЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ ОКРУГ ПРОЕКТЫ ФОТОАЛЬБОМ
 
Популярные новости
 

Мы в социальных сетях


 

» Работа в думе » Мониторинг

Работа в думе : Мониторинг

О мониторинге состояния законодательства города Москвы и правоприменительной практике по вопросам ведения комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций по состоянию на 1 апреля 2016 года

 

1. В законодательном регулировании в сфере религиозных отношений за прошедший год произведен ряд изменений.

Поскольку в соответствии со ст.71 Конституции РФ, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении РФ, регулирование правоотношений в сфере свободы совести, свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними осуществляется федеральным законодательством.

Так, Федеральным законом №261-ФЗ от 13.07.2015 г. были внесены значительные изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, была отменена обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме, дублирующую информацию о продолжении своей деятельности.

Также отменено подтверждение существования религиозной группы в течение 15 лет, как обязательное условие для регистрации религиозной организации такого вида. Это позволит устранить препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее 15 лет и не имеющих собственных централизованных структур, при условии обязательного проведения в отношении таких религиозных организаций государственной религиоведческой экспертизы в порядке, установленном приказом Минюста России от 18 февраля 2009 года №53 «О государственной религиоведческой экспертизе».

Стоить отметить, что наряду с отменой «правила 15 лет», остается 10-летний срок ограничения в правах с момента государственной регистрации местной религиозной организации, не являющейся частью централизованной организации (ранее такой срок составлял 15 лет при условии ежегодной перерегистрации религиозной организации).

28 декабря 2015 года был принят Федеральный закон №341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации» в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 22 мая 2014 г. № Пр-1139 о проработке особого механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций, позволяющего своевременно выявлять и реагировать на факты причастности религиозных организаций к экстремистской и террористической деятельности, а также на иные нарушения религиозными организациями законодательства Российской Федерации.

За основу были приняты применяемые в настоящее время формы и методы контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

Закон дифференцирует предмет проверок деятельности религиозных организаций в зависимости от получения ими иностранного финансирования и закрепляет право Минюста России и его территориальных органов проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в деятельности религиозных организаций признаков экстремизма (терроризма) либо иных нарушений законодательства Российской Федерации.

Религиозные организации, имевшие поступления денежных средств и иного имущества от иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, должны представлять в Минюст России и его территориальные органы формализованную информацию о своей деятельности, персональном составе руководящих органов и сведения об иностранном финансировании. Иные религиозные организации от обязанности по представлению отчетности освобождаются.

В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который предлагает определить понятия "миссионерская деятельность", "миссионер", "информационная миссионерская деятельность" и "организационная миссионерская деятельность", а также предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать порядок осуществления религиозным объединением миссионерской деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Пояснительной запиской к законопроекту необходимость его принятия обуславливается социально-экономическими и культурными различиями между субъектами Российской Федерации, особенностями их геополитического положения, необходимостью защиты граждан РФ, религиозны объединений от действий лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, проповедующих религиозные взгляды от имени религиозных объединений и не являющихся уполномоченными религиозными объединениями на указанную деятельность.

Вместе с тем вопрос правового регулирования миссионерской деятельности на территории Российской Федерации актуален и активно обсуждается общественностью.

В случае принятия данного закона у субъектов РФ будет право законодательного регулирования миссионерской деятельности.

Анализируя обращения, поступившие в комиссию, в области взаимодействия религиозных организаций и общества по-прежнему остро стоит проблема выделения земельных участков из состава территорий природного комплекса – парков, скверов, бульваров, для проектирования и строительства культовых сооружений в соответствии с Распоряжением от 20 октября 2010 года №2367-РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы».

Противостояние в парке «Торфянка» (Лосиноостровский район, ПК №65-СВАО «Парк по Изумрудной ул.) продолжается с июня 2015 года и по настоящее время без видимого конструктивного его разрешения.

2. Законодательное регулирование в сфере деятельности общественных объединений также претерпело изменения.

24 февраля 2016 года в Закон г.Москвы «Об Общественной палате города Москвы» были внесены изменения, согласно которым членом палаты может быть избран депутат представительного органа муниципальных образований, глава муниципальных образований, ранее эта норма не была уточнена.

В 2016 году заканчиваются полномочия первого созыва Общественной палаты города Москвы, 5 февраля Мэром Москвы был дан старт формированию нового состава Общественной палаты города Москвы – II созыва 2016-2019 г.г.. С 18 по 31 марта проходят окружные выборные конференции, где избираются 24 представителя местных или региональных НКО, действующих на территориях административных округов, 14 апреля пройдет Городская выборная конференция, которая изберет 20 представителей общероссийских межрегиональных и региональных НКО, действующих на территории г.Москвы. Таким образом первое заседания Общественной палаты г.Москвы второго созыва должно состояться в конце апреля 2016 года.

9 марта 2016 года Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" пополнился новым, восемнадцатым видом деятельности социально ориентированных организаций, осуществляя которую можно рассчитывать на получение государственной поддержки – «увековечение памяти жертв политических репрессий». Таким образом, на сегодняшний день с учетом установленных Законом города Москвы от 12.07.2006 г. № 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" таких видов деятельности насчитывается уже 30.

 

 

О мониторинге состояния законодательства города Москвы и правоприменительной практике по вопросам ведения комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций по состоянию на 1 октября 2015 года

 

 1. В законодательном регулировании в сфере религиозных отношений за прошедший год произведен ряд изменений федерального и московского законодательства.

Изменения в отношении правового положения религиозных организаций были внесен в такие федеральные законы, как часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Была отменена обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме, дублирующую информацию о продолжении своей деятельности.

Также отменено подтверждение существования религиозной группы в течение 15 лет, как обязательное условие для регистрации религиозной организации такого вида. Это позволит устранить препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее 15 лет и не имеющих собственных централизованных структур, при условии обязательного проведения в отношении таких религиозных организаций государственной религиоведческой экспертизы в порядке, установленном приказом Минюста России от 18 февраля 2009 года №53 «О государственной религиоведческой экспертизе».

Стоить отметить, что наряду с отменой «правила 15 лет», остается 10-летний срок ограничения в правах с момента государственной регистрации местной религиозной организации, не являющейся частью централизованной организации (ранее такой срок составлял 15 лет при условии ежегодной перерегистрации религиозной организации).

Такие религиозные организации 10 лет не имеют право:

-         вести образовательную деятельность несовершеннолетних;

-         создавать детские образовательные организации;

-         иметь при себе представительство иностранной религиозной организации, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью;

-         проводить религиозные обряды в больницах, детских домах, домах для престарелых и инвалидов, в местах ограничения и лишения свободы;

-          учреждать средства массовой информации;

-          выступать учредителями централизованной религиозной организации.

Также не может создавать религиозную организацию лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Московской городской Думой 24 июня 2015 года были приняты изменения и дополнения в Закон г. Москвы от 17.12.2014 г. № 62 «О торговом сборе». В числе прочих изменений по предложению председателя комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций для последних была установлена льгота в виде освобождения от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках. Льгота действует с 1 июля 2015 года по 1 января 2021 года.

Анализируя обращения, поступившие в комиссию в области взаимодействия религиозных организаций и общества. в настоящее время наиболее остро стоит проблема выделения земельных участков из состава территорий природного комплекса – парков, скверов, бульваров, для проектирования и строительства культовых сооружений в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 20.10.2010 г. №2367-РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы».

За 2014 – 2015 года от граждан поступил ряд коллективных и личных обращений с резкими возражениями против застройки территории природного комплекса.

Особо напряженная ситуация складывается в парке «Торфянка» (Лосиноостровский район, ПК №65-СВАО «Парк по Изумрудной ул.), где с июня и по настоящее время круглосуточно находятся как сторонники, так и противники строительства культового объекта; продолжается противостояние в Рязанском районе (ЮВАО - сквер на ул.Федора Полетаева, вл.15), в районе Новогиреево (ВАО - ПК № 72 «Парк на Зеленом проспекте»).

 

 2. Законодательное регулирование в сфере деятельности общественных объединений также претерпело изменения.

Частью первой Гражданского кодекса РФ определена новая система некоммерческих организаций.

С 1 сентября 2014 года юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, делятся на некоммерческие корпоративные организации в форме потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений,  ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

 и некоммерческие унитарные организации в форме фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, религиозных организаций.

Перечень видов деятельности социально ориентированных организаций, претендующих на получение государственной поддержки, пополнился пятью новыми видами, согласно внесенным в Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дополнениям:

- проведением поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установлением имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

- участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

-социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов;

-мероприятиями по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

- содействием повышению мобильности трудовых ресурсов.

21 июля 2014 года был принят Федеральный закон от № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия.

Законом определяются цели, задачи, принципы, формы общественного контроля, а также предусматривается регулирование правового положения субъектов общественного контроля.

Субъектами общественного контроля определены общественные палаты всех уровней, общественные советы при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля могут осуществлять общественный контроль в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний и пр.

Часть полномочий по определению порядка осуществления отдельных форм общественного контроля передана для регионального нормативно-правового регулирования.

Таким образом, принятие вышеуказанных федеральных законов влечет необходимость внесения изменений и дополнений в отдельные законы города Москвы, связанные с деятельностью общественных объединений и иных субъектов общественного контроля.

 

 

О мониторинге состояния законодательства города Москвы и правоприменительной практике по вопросам ведения комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций по состоянию на 1 июля 2014 года

Проблемы, указанные в предыдущих материалах правового мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практике в сфере религиозных отношений в настоящее время по-прежнему актуальны.

Наибольшее количество обращений от граждан в комиссию составляют заявления в отношении выделения земельных участков для проектирования и строительства культовых сооружений.

Стоит отметить, что в отношении выделения таких участков в соответствии с Распоряжением от 20 октября 2010 года №2367-РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы» с резким протестом выступают жители города Москвы, а от имени и лица иных религиозных конфессий – кришнаитов, мусульман, буддистов, баптистов, адвентистов, лютеран – с инициативой о выделении земельных участков выходят сами религиозные организации.

С 2011 года в комиссию и на имя председателя комиссии поступили коллективные обращения москвичей по 28 адресам размещения объектов религиозного назначения по программе строительства модульных православных храмов. Минимальное количество подписей, приложенных к обращениям – 300, максимальное – более 2000.

Количество обращений по округам:

          ВАО – 7 (5)

          САО – 5 (2)

          ЮАО – 5 (2)

          ЮВАО – 3 (1)

          ЮЗАО – 3 (1)

          СЗАО – 3 (1)

          ЗАО – 2 (0)

В скобках указано количество адресов с неснятой проблемой.

Так или иначе, вопрос снят по 14 объектам – принята позиция жителей, найден другой земельный участок, изменены характеристики проекта, намечены повторные публичные слушания, достигнут компромисс и прочее.

   Самая напряженная обстановка складывается в ВАО – из семи спорных адресов только по одному объекту (район Перово, ООПТ «Природно-исторический парк Измайлово») принято решение о проведении повторных публичных слушаний из-за изменения проекта, по пяти адресам самый острый конфликт – в Измайлово (ПК «Измайловский бульвар» 3-я Парковая ул., вл.26-28 на пересечение Измайловского б-ра с 3-й Парковой ул), в Новогиреево (ПК №72 «Парк на Зеленом проспекте» по адресу: Зеленый проспект, вл.26-28), в Северном Измайлово (Сквер около к/т «Енисей» пл.Викторио Кодовильи вл.1), в районе Косино-Ухтомский (ул.Камова, вл.2а) и Гольяново (ПК №11 Гольяновский парк напротив вл.11 по ул.Уральской);

острые конфликты также в Рязанской районе (ЮВАО - сквер на ул.Федора Полетаева, вл.15);

также остается неспокойной ситуация в Теплом Стане (ЮЗАО - ул.Профсоюзная между домами 132, корп.6 и 130, корп.5; в Войковском районе (САО - 6-й Новоподмосковный переулок, вл.7) и в Дмитровском районе ( САО - ПК №29-САО «Парк на Ангарской улице» от проезда №4597 до проезда №4599 (ул.Софьи Ковалевской, напротив вл.14), Парк отдыха ветеранов (Вагоноремонт).

Особую озабоченность вызывает факт выделения подавляющего большинства земельных участков из территории природного комплекса. Из 28 спорных адресов таких участков – 20.

Эта тенденция была отмечена в заключении экспертной группы по вопросам инфраструктурного развития и строительства Общественной палаты Российской Федерации, которое было утверждено 18 июня 2014 года. Слушания на тему «Природный комплекс столицы: зеленые легкие Москвы или строительная площадка? Вопросы градостроительной политики в области застройки парков и скверов города капитальными и некапитальными объектами» проходили в период с марта по июнь 2014 года при участии членов Общественной палаты РФ, юристов, экологов, правозащитников, специалистов в области экологического, градостроительного и социального законодательства.

По итогам анализа 55 обращений граждан по осуществляемой и планируемой градостроительной или иной хозяйственной деятельности на 7 существующих особо охраняемых природных территориях, 4-х территориях природного комплекса (далее – ПК), предназначенных для образования новых особо охраняемых природных территорий, 33-х озелененных территориях общего пользования и 9 – ограниченного пользования или неустановленного статуса; среди указанных территорий – 12 объектов культурного наследия и 4 охранные зоны объектов культурного наследия.

Экспертами установлено несоответствие градостроительной и иной хозяйственной деятельности, осуществляемой и планируемой на территориях ПК и озелененных территориях вне ПК, требованиям законодательства по 44 обращениям и 40 территориям.

                 

 О мониторинге состояния законодательства города Москвы и правоприменительной практике по вопросам ведения комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций по состоянию на июнь 2013 года

  В сфере религиозных отношений.

Проблемы, указанные в предыдущих материалах правового мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практике в сфере религиозных отношений в настоящее время по-прежнему актуальны.

В комиссию продолжают поступать коллективные обращения жителей Москвы с возражениями против строительства объектов религиозного назначения в соответствии с Распоряжением от 20 октября 2010 года №2367-РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы».

Как и в предыдущий рассматриваемый период (2011-2012 г.г.) основные претензии москвичей высказывались в отношении порядка проведения публичных слушаний (даты и времени проведения, круга лиц – участников общественных публичных слушаний, игнорирование протестных мнений в протоколах слушаний и пр.). Стоит отметить, что такая ситуация складывается в отношении публичных слушаний, проведенных до 11 июля 2012 года, когда был принят Закон города Москвы №39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» (далее – Закон №39), который определил полномочия органов местного самоуправления по согласованию размещения будущих объектов религиозного назначения.

Наблюдается позитивная практика реализации Закона №39 в особенности после внесения в него изменений Законом  города Москвы от 29 мая 2013 года № 25 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июля 2012 года № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», в соответствии с которыми органы местного самоуправления в лице советов депутатов представительных органов местного самоуправления согласуют не только проект правового акта префектуры административного округа города Москвы об утверждении акта о выборе земельного участка в целях размещения объектов религиозного назначения (как было ранее), но и проекта градостроительного плана земельного участка для объектов, по которым согласование проекта акта префектуры не производилось.

30 января 2013 года был принят Закон города Москвы № 5 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы», в котором было изменено время начала собрания участников публичных слушаний с 18 часов на 19 часов по многочисленным предложениям жителей города Москвы.

Религиозные организации осуществляют в городе Москве широкий круг социально-ориентированных видов деятельности, предусмотренных как федеральным законодательством, так и Законом города Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» (далее - Закон Москвы № 38). Это и социальная поддержка, и защита граждан, семьи, материнства, отцовства и детства, преодоление социального сиротства, и благотворительная деятельность, и гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, молодежи и взрослого населения, и содействие сохранению и популяризации отечественного исторического и культурного наследия.

С целью распространения действия Закона Москвы № 38 на религиозные объединения, приведения  его в соответствие с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и установления возможности оказания государственной поддержки религиозным организациям, признанным социально ориентированными в установленном законом порядке 15 мая 2013 года Московской городской Думой был принят Закон города Москвы № 23 «О внесении изменения в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями».

 

В сфере развития институтов гражданского общества и взаимодействия с ними.

При реализации норм Закона города Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» (с изменениями, внесенными Законом  города Москвы от 25 января 2012 года № 4 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями»), касающихся государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций от представителей таких организаций поступают замечания об отсутствии в законе четких критериев получения такой поддержки. Результатами этого становится невозможность или затруднение получения субсидий и иных мер поддержки социально ориентированными некоммерческими организациями, реализация этих мер постоянно среди одних и тех же организаций и, как следствие, - повышение коррупционной опасности регулируемых правоотношений.

 

 

О мониторинге состояния законодательства города Москвы и правоприменительной практике по вопросам ведения комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций за период с декабря 2011 года по июнь 2012 года

 

В сфере религиозных отношений.

В связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о размещении в городе Москве двухсот православных храмовых комплексов Правительством Москвы было выпущено Распоряжение от 20 октября 2010 года №2367-РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы». Префектурами административных округов города Москвы совместно с Москомархитектурой и Департаментом земельных ресурсов города Москвы было подобрано около 200 земельных участков в шаговой доступности для жителей соответствующих районов из максимального расчетного радиуса 1 км.

Однако при реализации программы возникли трудности, связанные с нарушениями при проведении общественных публичных слушаний по определению конкретных мест возведения храмов и их параметров, в том числе и по причине недостаточной проработки этих норм в Градостроительном кодексе города Москвы.

В частности в связи с отсутствием единообразного толкования и применения статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы и Постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 №1258-ПП «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве» в разных округах города Москвы (и даже в разных районах города в пределах одного административного округа) организаторами публичных слушаний выдвигаются различные требования к их проведению. При проведении публичных слушаний по вопросу размещения православных храмов по программе строительства 200 храмов выявились следующие вопросы и проблемы:

-   при планировании строительства объекта на дворовой территории, либо в пределах жилой застройки в большей степени затрагиваются права и свободы жителей этих дворов, микрорайонов (максимум кварталов). Обычно это не более 3-4 домов, число жителей которых составляет меньше 1-2% жителей всего района, которые имеют право высказаться на публичных слушаниях. Таким образом, мнение наиболее заинтересованных граждан оказывается в меньшинстве и не учитывается при принятии окончательного решения;

-   процедура публичных слушаний состоит из трех компонентов: экспозиции, собрания и подачи замечаний и предложений в недельный срок после проведения собрания; получается, что один человек имеет возможность высказать свое мнение трижды, что зачастую в итоговом протоколе выдается как три мнения;

-   нет единого понимания о том, кто имеет право подавать замечания и предложения в 7-мидневный срок после проведения собрания: ранее зарегистрированные участники слушаний (такова позиция судов по соответствующим делам) или факт регистрации во время экспозиции или собрания значения не имеет. Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку сотни подписей жителей, поданных в течение 7 дней после проведения собраний не были приняты во внимание и учтены;

-   Градостроительным кодексом г. Москвы установлено, что участниками публичных слушаний являются:

1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений;

2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания;

3) депутаты муниципальных собраний муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;

4) депутаты Московской городской Думы.

При этом не определена обязанность подтверждения факта проживания или работы на данной территории, правообладания недвижимостью на ней. На практике это выливается в масштабную фальсификацию путем участия в публичных слушаниях жителей других районов, выдающих себя за надлежащих участников слушаний, без предъявления паспорта, трудового договора или свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, «профессиональные участники слушаний по храмам» кочуют из района в район, где проходят слушания по строительству храмов;

- Градостроительным кодексом г. Москвы установлено, что «проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа». На практике данное положение в большинстве случаев не исполняется, у жителей помимо наименования планируемого к размещению объекта иной информации (площадь, этажность, наличие подземных этажей, парковок и пр.) нет, предлагаются примерные ориентиры и параметры.

В связи с изложенным, представляется целесообразным уточнить соответствующие положения Градостроительного кодекса и Постановления Правительства Москвы:

  1. право участия в публичных слушаний должно быть у жителей территории, где планируется строительство объекта (локального порядка – микрорайон, квартал);
  2. подсчет мнений только «уникальных» участников общественных слушаний по принципу «один участник – одно мнение» (это не относится к предложениям по проекту, выносящемуся на слушания);
  3. предусмотреть проверку обоснованности участия гражданина в публичных слушаниях;
  4. уточнить право на подачу мнений, замечаний и предложений в 7-дневный срок после проведения собрания;
  5. предусмотреть возможность проведения публичных слушаний исключительно при наличии всей необходимой для представления на экспозиции документации.

 

             В сфере развития институтов гражданского общества и взаимодействия с ними  

27 февраля 2012 года вступили в силу изменения, внесенные Законом города Москвы от 25 января 2012 № 4 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями». Законом наряду с закреплением новых форм поддержки некоммерческих организаций введено понятие «социально ориентированные некоммерческие организации», установлена обязанность ведения Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.

Так, к социально ориентированным некоммерческим организациями относятся некоммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества. Принятым Законом определяются виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, при осуществлении которой органами государственной власти в приоритетном порядке оказывается поддержка данным некоммерческим организациям.

Законом также введены положения, определяющие основы взаимодействия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Внесенные изменения позволят законодательно закрепить формы гражданского участия в решении социально-экономических задач,  установить формы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, расширить формы взаимодействия органов государственной власти  и социально ориентированных некоммерческих организаций

Одной из наиболее актуальных задач формирования и развития современного гражданского общества и партнёрского взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества является вовлечение граждан и их объединений в процессы выработки и реализации социально значимых решений, их участие в осуществлении общественного контроля.

В этих целях был разработан проект закона города Москвы «Об общественной палате города Москвы», который 6 июня 2012 года был принять в первом чтении.

При разработке проекта был учтен не только зарубежный опыт, но и наработки законодателей из других субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют общественные палаты, а также практика города Москвы, где общественные советы стали появляться задолго до принятия в 2005 году Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации».

Основной идеей законопроекта является формирование Общественной палаты города Москвы, осуществляющей содействие обеспечению устойчивого социального развития столицы на основе участия граждан и их объединений в процессе формирования и осуществления государственной и муниципальной политики в городе Москве.

Законопроект  направлен на решение следующих задач: 

1) содействие развитию институтов гражданского общества в городе Москве;

2)  привлечение граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций к открытому и гласному обсуждению вопросов развития города Москвы;

3) выдвижение, поддержка и реализация гражданских инициатив;

4) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

5) содействие защите прав граждан и их объединений, развитию демократических институтов в городе Москве;

6) участие в формировании социально-экономической политики города Москвы;

7) взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации.

Второе чтение проекта планируется в июле 2012 года. После принятия закона города Москвы «Об Общественной палате города Москвы» планируется незамедлительно приступить к формированию первого состава Общественной палаты.

 

 

 

О мониторинге состояния законодательства города Москвы и правоприменительной практике по вопросам ведения комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций за период с июня 2010 года по июнь 2011 года

 

В сфере религиозных отношений.

За указанный период на федеральном уровне был принят важный исторический документ - Федеральный закон от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее – Федеральный закон №327-ФЗ) и в целях его реализации Федеральный закон от 30.11.2010 г. № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии с этими федеральными законами определяется порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Под имуществом религиозного назначения понимается недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Во исполнение Федерального закона № 327-ФЗ были приняты:

Постановление Правительства Москвы от 17.05.2011 г. № 204-ПП «О мерах по реализации в городе Москве Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»,

Постановление Правительства Москвы от 16.06.2011 г. № 266-ПП «Об утверждении Порядка формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям государственного имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, казенным предприятиям, а также объектов жилищного фонда, находящихся в пользовании физических лиц, передача которого невозможна без проведения мероприятий по высвобождению данного имущества»,

Распоряжение Правительства Москвы от 16.06.2011 Г. № 471-РП «Об утверждении Положения о Комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций при передаче имущества религиозного назначения».

Регулирование указанных правоотношений законами города Москвы не требуется.

 

В сфере развития институтов гражданского общества и взаимодействия с ними.

В целях реализации принятого 05.04.2010 г. Федерального закона № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» комиссией подготовлен проект закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями».

Федеральным законом определен приоритетный порядок оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и определено право субъектов Российской Федерации на установление наряду с предусмотренными федеральным законом иных видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества для признания некоммерческих организаций социально ориентированными в целях оказания им поддержки, установление иных (в дополнение к установленным федеральным законом) форм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и утверждение органом исполнительной власти перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций) для использования его только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям, а также на установление порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня, установление порядка и условий предоставления во владение и (или) в пользование включенного в него государственного имущества.

На сегодняшний день зарегистрировано 372 участника Реестра негосударственных некоммерческих организаций города Москвы, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, в Реестре участников благотворительных организаций города Москвы – 56 организаций, которым в соответствии с Законом г. Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» оказываются меры поддержки.

В дополнение к установленным федеральным законодательством видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а именно:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

законопроектом предлагается установить следующие виды деятельности для признания некоммерческой организации города Москвы социально ориентированной:

1) защита семьи, детства, материнства и отцовства;

2) развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

3) гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание;

4) досуг жителей города Москвы, в том числе деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

5) содействие занятости и трудоустройству населения;

6) поддержка и сохранность жилищного фонда, благоустройство города Москвы;

7) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии;

8) содействие охране правопорядка,

9) развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления.

Законопроектом в соответствии с федеральным законодательством введены дополнительные меры поддержки для социально ориентированных некоммерческих организаций города Москвы:

1)   предоставление субсидий;

2)   предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) пользование на долгосрочной основе включенного в перечень имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, свободного от прав третьих лиц, в том числе по льготным ставкам арендной платы;

3)   размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

4)   осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

5)   предоставления юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для реализации данного закона города Москвы потребуется принятие  закона города Москвы «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций, оказывающих материальную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям» - об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для указанных организаций в части налога, подлежащего зачислению в бюджет Москвы и закона города Москвы «О добровольческой деятельности в городе Москве», регулирующий основы волонтерской деятельности (добровольчества).

Принятие законопроекта позволит выработать четкую и скоординированную систему поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций города Москвы на основе уже существующей и положительно себя зарекомендовавшей.

 

 

О мониторинге состояния законодательства города Москвы и правоприменительной практике по вопросам ведения комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций за период с декабря 2009 года по июнь 2010 года

 

Комиссия по делам общественных объединений и религиозных организаций была образована в соответствии с Постановлением Московской городской Думы от 21.10.2009 г. № 3 «О структуре Московской городской Думы»

 

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

1. Поддержка усилий традиционных для России и общепризнанных в мире религиозных конфессий и общественных организаций в деле социального служения, развития культуры и просвещения, образования и воспитания.

2. Сотрудничество с политическими, общественными и религиозными объединениями для достижения межнационального и межконфессионального согласия в городе Москве.

3. Проведение мониторинга состояния религиозных и национальных общин и общественных организаций города Москвы, освещения межнациональных отношений в городе средствами массовой информации (в том числе конфессиональными и национальными) и Интернет-порталами в целях прогнозирования развития этнополитических процессов в городе Москве.

4. Развитие шефских связей.

5. Предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Думой проектов законов города Москвы и проектов постановлений Думы по следующим вопросам:

1) о защите населения города Москвы от дискриминации по признакам расы, национальности, языка, происхождения и отношения к религии;

2) о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в городе Москве;

3) о благотворительной деятельности;

4) о добровольческой деятельности (волонтерстве).

6. Взаимодействие с религиозными организациями, национально-культурными автономиями, политическими партиями, профессиональными союзами, благотворительными организациями, общественными объединениями потребителей, иными общественными объединениями.

7. Рассмотрение законодательных инициатив Думы, вносимых в Государственную Думу, иных законодательных инициатив, а также проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

8. Взаимодействие в пределах компетенции комиссии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, учреждениями образования и культуры.

9. Развитие сотрудничества с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также зарубежных государств по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

 

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регулирующими правоотношения по указанным направлениям являются:

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1);

Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»;

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

 

Закон г. Москвы от 14.07.2000 г. № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры»;

Закон г. Москвы от 20.06.2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве»;

Закон г. Москвы от 12.07.2006 г. № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями»;

Закон г. Москвы от 04.04.2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований»;

 

Указ Президента РФ от 15.06.1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 30.06.2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»;

Приказ Минюста РФ от 22.07.2009 г. № 224 «Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма»;

Постановление Правительства Москвы от 14.06.2005 г. № 428-ПП «О мерах по оказанию финансовой помощи религиозным организациям города Москвы в ремонте и реставрации памятников и сооружений религиозного назначения, переданных им в безвозмездное пользование»;

Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 г. № 1050-ПП «О городской целевой программе «Столица многонациональной России» на 2008-2010 гг.».

 

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законом, а также общепризнанными принципами и нормами международного права каждому человеку и гражданину гарантировано равенство прав и свобод независимо от их расовой, национальной и языковой принадлежности. Реализация этих прав является основополагающим признаком становления гражданского общества. В городе Москве, как многонациональном мегаполисе, столице Российской Федерации, проживают граждане, относящие себя к различным национальностям и нуждающиеся в создании условий для выражения, сохранения и развития своей национально-культурной самобытности.

Основными целями государственной национальной политики в Москве являются обеспечение социально-экономических и гражданских прав москвичей всех национальностей, создание условий для удовлетворения их национально-культурных и национально-образовательных запросов, полноправного общественного и культурного развития национальных общин, укрепления в столице атмосферы межнационального мира и создания поликультурного московского сообщества.

Достижению этих целей препятствует отсутствие федерального закона, регулирующего основы и принципы государственной национальной политики.

Данное обстоятельство также является препятствием к созданию закона города Москвы о реализации федеральной национальной политике в городе Москве.

 

В сфере правого регулирования правоотношений в сфере реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания существует пробел в законодательном регулировании деятельности на территории Российской Федерации и города Москвы сект (деструктивных религиозных культов), миссионерской деятельности. Данные понятия не определены Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», что создает определенные трудности для правотворчества московских законодателей. В настоящее время ведется работа над созданием концепции комплексного регулирования данного направления на уровне субъекта Российской Федерации – города Москвы.

 

На основе результатов анализа федерального и регионального законодательства, опыта работы общественных советов в городе Москве в  целях формирования и развития в городе Москве современного гражданского общества и партнерского взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества комплексной рабочей группой ведется разработка проекта закона города Москвы «Об Общественной палате города Москвы».

Целью закона должно являться создание правовой основы для обеспечения взаимодействия и согласования интересов граждан Российской Федерации, проживающих в городе Москве, представителей общественных объединений и других некоммерческих организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы для учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики, решении наиболее важных вопросов экономического и социального развития города Москвы.

 

Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» в российское законодательство было введено новое понятие «социально ориентированные некоммерческие организации».

Данным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:

1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;

4) содействие развитию межрегионального сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий год;

6) содействие муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

7) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;

8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:

1) разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

Реализация данных полномочий потребует внесения изменений и дополнений в отдельные законы города Москвы:

Комиссией прорабатывается вопрос о необходимости внесения изменений (дополнений) в следующие законы:

Закон г. Москвы от 12.07.2006 г. № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями»;

Закон г. Москвы от 07.04.1999 г. № 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»;

Закон г. Москвы от 19.03.2008 г. № 14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве»;

Закон г. Москвы от 19.12.2007 г. № 49 «Об основах управления собственностью города Москвы»;

Закон г. Москвы от 09.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы»;

Закон г. Москвы от 06.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

 

 

 

 



 


Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Наши голосования
Оказалась ли для Вас полезной помощь депутата?

да
частично
нет
не обращался

 
Архив новостей
Декабрь 2017 (13)
Ноябрь 2017 (39)
Октябрь 2017 (30)
Сентябрь 2017 (19)
Август 2017 (4)
Июль 2017 (29)